Рабочая программа педагога-психолога (для детей 3-7 лет)
Аннотация
Данная рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности МАДОУ № 239 в работе с детьми от 3 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами МАДОУ.
В основу рабочей программы по психолого-педагогическому сопровождению развития дошкольников учтены принципы как общей, так и коррекционной педагогики и психологии:
- Единство воспитательного и образовательного процесса.
- Научность содержания обучения.
- Учет возрастных возможностей ребенка.
- Доступность материала.
- Повторяемость материала.
- Концентричность материала.
Принципы коррекционной дошкольной педагогики и психологии:
- Принцип развивающего обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании "зоны ближайшего развития".
- Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии.
- Принцип учета соотношения первичного нарушения и вторичных отклонений.
- Принцип генетический, учитывающий общие закономерности развития, применительно к воспитанию и обучению детей с отклонениями.
- Принцип коррекции и компенсации, требующий гибкого соответствия коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к характеру нарушений у ребенка, их структуре и выраженности.
- Деятельностный принцип, определяющий подходы к содержанию и построению обучения, с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой вызревают психологические новообразования, определяющие личностное развитие ребенка.
- Принцип раннего начала коррекционно-педагогического воздействия.
Соблюдение перечисленных принципов в современных условиях развития дошкольного образования обеспечивает возможности, как для удовлетворения возрастных потребностей ребенка, так и для сохранения и поддержки индивидуальности ребенка, что и позволяет реализовать права и свободы подрастающей личности.
Цель программы – разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций, психологическое сопровождение участников образовательного процесса, охрана и укрепление психического здоровья детей, коррекция недостатков в их психическом развитии.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
- охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- оказание помощи (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
- обеспечение психологического сопровождения разработки и реализации образовательных программ и развития МАДОУ в целом.
Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога-психолога МАДОУ № 239, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.